Республиканский семинар «Нормативно-правовая база в учреждении дополнительного образования: практика применения»

28 февраля 2019 года на базе  ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи» прошел республиканский семинар «Нормативно-правовая база в учреждении дополнительного образования: практика применения».

В работе семинара приняли участие 70 руководителей учреждений дополнительного образования и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, курирующих вопросы дополнительного образования.

В качестве определяющего направления в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в законодательных, нормативно-правовых и государственных программных документах. Ведущая роль в этом процессе отводится общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, очевидно, что концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, затрагивают вопросы развития воспитания и дополнительного образования детей.

Не случайно дополнительное образование сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».

Дополнительное образование детей – актуальный и необходимый компонент системы непрерывного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организации их свободного времени и адаптации в обществе.

Нормативно-правовое обеспечение воспитания и дополнительного образования детей является одним из основополагающих факторов, который обеспечит их эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

Нормативные документы содержат установленные в процессе стандартизации правила, характеристики, касающиеся конкретной деятельности или ее результатов.

Осуществить нормативно-правовое обеспечение – значит сделать возможным выполнение профессиональной деятельности в рамках законодательства, устранить вопросы и затруднения у исполнителей, связанные с принятыми нормами и правилами, предоставить ответы на вопросы, связанные с порядком и регламентом организацией этой деятельности.

В настоящее время существуют нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации воспитания и дополнительного образования детей, а главное, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, на деятельность системы дополнительного образования, на дополнительные общеобразовательные программы.

Поэтому, настоящий семинар помог администрации и педагогическим работникам системы дополнительного образования детей и организаторам воспитания разобраться в нормативных и правовых документах, как регламентирующих деятельность образовательных учреждений, так и определяющих перспективные направления развития.

Авторы семинара поделились опытом практического применения нормативно-правовых актов в сфере образовательной деятельности в организациях дополнительного образования.

Баланчук Ольга Евгеньевна, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, раскрыла основные направления реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование», целью которого является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.

Программно-методическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования, программа развития образовательной организации были раскрыты в выступлении Вишняковой Нины Альбертовны, руководителя Центра научно-методической деятельности ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ».

Нагорина Елена Александровна, заместитель директора по УМР ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ, познакомила участников семинара с практикой ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ  применения изменений, внесенных в 2017-2018 году в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций дополнительного образования.

Система работы с локальными актами была раскрыта в материале Степановой Зинаиды Аркадьевны, директора МБОУДО ЦДОД г. Йошкар-Олы.

Порядок оформления и необходимые условия договоров о предоставлении платных образовательных услуг физическим лицам были раскрыты в выступлении юристконсульта управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Жиряковой Оксаны Владимировны.

Герасимова Ирина Леонидовна,  руководитель Регионального ресурсного центра поддержки и развития РДШ продемонстрировала потенциал Российского движения школьников как фактора  развития воспитательной системы муниципалитетов, развитие детско-юношеской активности и раскрытие потенциала личности школьников.

В заключение семинара участники мероприятия отметили, что подобные семинары вооружают специалистов передовыми знаниями, помогают эффективнее решать насущные вопросы на местах.

28 февраля 2019 года на базе  ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи» прошел республиканский семинар «Нормативно-правовая база в учреждении дополнительного образования: практика применения».

В работе семинара приняли участие 70 руководителей учреждений дополнительного образования и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, курирующих вопросы дополнительного образования.

В качестве определяющего направления в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в законодательных, нормативно-правовых и государственных программных документах. Ведущая роль в этом процессе отводится общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, очевидно, что концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, затрагивают вопросы развития воспитания и дополнительного образования детей.

Не случайно дополнительное образование сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».

Дополнительное образование детей – актуальный и необходимый компонент системы непрерывного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организации их свободного времени и адаптации в обществе.

Нормативно-правовое обеспечение воспитания и дополнительного образования детей является одним из основополагающих факторов, который обеспечит их эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

Нормативные документы содержат установленные в процессе стандартизации правила, характеристики, касающиеся конкретной деятельности или ее результатов.

Осуществить нормативно-правовое обеспечение – значит сделать возможным выполнение профессиональной деятельности в рамках законодательства, устранить вопросы и затруднения у исполнителей, связанные с принятыми нормами и правилами, предоставить ответы на вопросы, связанные с порядком и регламентом организацией этой деятельности.

В настоящее время существуют нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации воспитания и дополнительного образования детей, а главное, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, на деятельность системы дополнительного образования, на дополнительные общеобразовательные программы.

Поэтому, настоящий семинар помог администрации и педагогическим работникам системы дополнительного образования детей и организаторам воспитания разобраться в нормативных и правовых документах, как регламентирующих деятельность образовательных учреждений, так и определяющих перспективные направления развития.

Авторы семинара поделились опытом практического применения нормативно-правовых актов в сфере образовательной деятельности в организациях дополнительного образования.

Баланчук Ольга Евгеньевна, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл, раскрыла основные направления реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование», целью которого является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.

Программно-методическое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования, программа развития образовательной организации были раскрыты в выступлении Вишняковой Нины Альбертовны, руководителя Центра научно-методической деятельности ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ».

Нагорина Елена Александровна, заместитель директора по УМР ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ, познакомила участников семинара с практикой ГБОУ ДО РМЭ ЦДЮТТ  применения изменений, внесенных в 2017-2018 году в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций дополнительного образования.

Система работы с локальными актами была раскрыта в материале Степановой Зинаиды Аркадьевны, директора МБОУДО ЦДОД г. Йошкар-Олы.

Порядок оформления и необходимые условия договоров о предоставлении платных образовательных услуг физическим лицам были раскрыты в выступлении юристконсульта управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Жиряковой Оксаны Владимировны.

Герасимова Ирина Леонидовна,  руководитель Регионального ресурсного центра поддержки и развития РДШ продемонстрировала потенциал Российского движения школьников как фактора  развития воспитательной системы муниципалитетов, развитие детско-юношеской активности и раскрытие потенциала личности школьников.

В заключение семинара участники мероприятия отметили, что подобные семинары вооружают специалистов передовыми знаниями, помогают эффективнее решать насущные вопросы на местах.