Ребенок и Интернет

Жизненных ситуаций, где ребенок способен получить не лучший пример, множество, но тут, откуда не возьмись, добавилась еще одна проблема – детишки полезли в Интернет. А там их ждет множество опасностей, о которых они сами, скорее всего, даже и не подозревают. Причем заключаются они не только в Интернет-зависимости, но и в доступности для детей экстремистских, эротических, асоциальных сайтов, а методы контроля пока оставляют желать лучшего.

Многопользовательские онлайн игры
Многопользовательская ролевая онлайн-игра (англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) — жанр онлайновых компьютерных ролевых игр (ORPG), в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире (в основном, в жанре фэнтези). Игроку предлагается роль вымышленного героя, и возможность управлять его действиями. MMORPG отличаются от однопользовательских и небольших сетевых ролевых игр множеством игроков, а также виртуальным миром, который продолжает существовать и в отсутствие игрока. Виртуальный мир поддерживается издателем игры. В виртуальном мире игроки могут выполнять различные действия, взаимодействуя друг с другом. Привлекательной стороной подобных игр является социальный аспект взаимодействия в игре, что особенно притягивает подростков, имеющих низкую самооценку, инвалидов, поскольку они чувствуют себя более уверенными в общении с другими людьми. Игры также позволяют детям делать вещи, которые сложно реализовать в физическом мире: водить гоночные автомобили, стать полководцем или тайным агентом, и все это с комфортом в собственном доме.
Тем неменее сюжеты многих сетевых компьютерных игр основаны на насилии, поэтому родители должны в первую очередь убедиться в том, что игра соответствует возрасту ребенка. В подростковом возрасте, когда наступает период активной социализации и усвоения социальных ролей, ребенок, погруженный в сетевые игры видит мир глазами компьютерного героя. Реалистичные компьютерная графика, звуковые эффекты способны на время игры полностью заменить реальность. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится, чуть ли не смыслом жизни. Так рождается компьютерная зависимость. Молодые люди могут часами играть в онлайн игры, практически игнорируя другие аспекты их жизни. Всякая онлайн игра подразумевает общение участников через встроенные чаты. Очень велика вероятность запугиваний, оскорблений в пылу виртуальных битв. При этом надо учитывать, что в Интернете нельзя оставаться полностью анонимным. Местонахождение компьютера, с которого идет игра, можно вычислить. Через игру взрослый человек может войти в доверие к ребенку и договориться о встрече с преступными намерениями.

Социальные сети
Социальные сети – вебсайты с приложениями, которые позволяют пользователям создавать индивидуализированную конфигурацию и общаться с другими пользователями. Конфигурация социальных сетей включает информацию о пользователях, их именах, интересах, идеях и стремлениях, являются пространством, в котором люди могут выразиться. Например, российские социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, МойМир; иностранные: Facebook, MySpace, Orkut. Социальные сети позволяют создавать свое собственное пространство во Всемирной паутине. Дети получают возможность выразить свою индивидуальность и представить себя миру. С помощью социальных сетей можно постоянно быть на связи с друзьями и родственниками, находящимися в любой точке мира.
С другой стороны, информация, которой делятся в социальных сетях, может потенциально использоваться для определения местоположения человека (вашего ребенка). Киберпреступники (в том числе сексуальные) могут использовать информацию из профиля ребенка (интересы, любимые фильмы, книги, увлечения и т.п.), чтобы найти общий язык в разговоре с ним, найти к нему подход. Дети могут завысить свой реальный возраст при регистрации в сети, тем самым они получат доступ к разделам, не предназначенным для них. Этот же прием могут применить и киберпреступники, только они свой возраст значительно занизят, и будут общаться с ребенком, как его ровесник. Это позволит преступнику быстро войти в доверие, получить о ребенке конфиденциальные данные и договориться о встрече в реале.

Чат
Чат представляет собой интернет-среду, где люди могут общаться с другими людьми путем ввода сообщений, которые появляются немедленно у другого пользователя чата. Пользователи выбирают себе псевдоним, реальную или вымышленную фотографию (аватар). Чаты бывают модерируемые и немодерируемые. Совсем немного чатов проводят предварительную проверку пользователя. В модерируемых чатах работают специальные люди – модераторы, которые следят за сообщениями пользователей. Они могут блокировать отдельные сообщения пользователей, которые шлют сообщения, нарушающие правила чата: нецензурная речь, оскорбления и т.п. Первоначально чат предполагал только обмен текстовыми сообщениями. Современные версии чатов поддерживают трехмерное пространство. Это предполагает создание пользователями 3D аватаров, которые могут передвигаться в пространстве. Происходит моделирование реального общения в саду, в комнате, в парке и т.д.
Главный риск при общении в чате – разглашение личной информации: номера мобильного телефона, адреса, семейной жизни и т.п. В чате с ребенком может общаться взрослый человек, представившийся ровесником ребенка. Он может разузнать подробности о ребенке и уговорить его на личную встречу в реальной жизни. В чате дети могут говорить обо всем и все, о чем и чего они никогда не сказали бы в реальной жизни, т.к. думают, что они все равно анонимны. Это ошибочно, сегодня не сложно вычислить любого пользователя Интернета.

Что обсудить с ребенком, прежде чем пускать его во Всемирную Паутину.
Ваш ребенок должен знать основное правило любого общения, в том числе в чатах и социальных сетях, – относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам! Нельзя размещать жестокие или угрожающие сообщения. Все, что написано пером… Эта пословица как нельзя лучше относится и к Интернету. Все что ваш ребенок напишет в блогах, социальных сетях или чатах, может сказаться на его репутации в будущем. (Преподаватели школ и Вузов также пользуются Интернетом.)
У ребенка должно быть четкое понимание о том, что нельзя передавать личные данные никому в Интернете, в том числе самым закадычным друзьям в игре, если он не знает этого человека в реале. Адрес, телефон, школа и т.п. не должны быть общедоступны в сети. Проследите, чтобы ребенок не указывал свой возраст выше реального. Объясните ребенку, что люди не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Дети не должны встречаться с интернет-знакомыми без соответствующего контроля со стороны родителей. Настройки профиля в социальных сетях по умолчанию не являются самыми безопасными. Необходимо настроить профиль вашего ребенка так, чтобы доступ к нему имели только те люди, которым вы это разрешите.
Родители обязательно должны знать, в какие игры играет их ребенок. В процессе общения с ребенком необходимо стараться повлиять на осознанность выбора игры. Лучший иммуниитет от всезозможных информационных угроз – воспитание информационной культуры.
Компьютер должен стоять в общей комнате квартиры. При этом вы всегда будете знать, что делает ребенок на компьютере, в какие игры и сколько времени он играет. Эта мера поможет оградить ребенка от игр не для него и позволит ограничить время игр, предотвратив появление зависимости.
Еще один способ оградить вашего ребенка от негативных информационных влияний – это программы родительского контроля.

Программы родительского контроля
Предназначены в первую очередь, для создания ограничений ребенку, они призваны обеспечить его безопасность, оградить от того, что, возможно, ему еще рано знать и видеть. Одна из основных задач приложений – создание фильтра web-сайтов. Все очень просто: на одни страницы заходить можно, на другие – нельзя. Как осуществляется подобный контроль? Обычно предлагается два варианта ограничений.
Приложение работает с базой данных, где содержатся сайты для взрослых. Крайне желательно, чтобы список регулярно обновлялся через интернет, иначе появление новых ресурсов быстро сделает защиту неактуальной. Администратор или, в данном случае, родители могут расширять черный список сайтов на свое усмотрение.
Довольно часто применяется более жесткий способ контроля – создание белого списка. Ребенок может посещать только те web-сайты, которые ему разрешили родители. Минус подобного контроля заключается в чрезмерной строгости. Зато не надо автоматически обновлять списки, актуальность со временем практически не теряется.
Еще один способ родительского контроля заключается в фильтрации сайтов по их содержимому. Вы задаете набор ключевых слов, и если что-либо из их списка обнаруживается на web-странице, то она не открывается. Родителям, возможно, придется отбросить прочь страх и стыд, самостоятельно вписывая мат, пошлости, уголовщину и прочие вещи, запрещенные для ребенка.
Наиболее популярные программы родительтского контроля.

CYBERsitter
MaxProtect 
Net Nanny Parental Controls
ParentalControl Bar 
Spector Pro
Crawler Parental Control 1.1
КиберМама

Минимальные встроенные средства родительского контроля имеются в каждом браузере и достаточно полно представлены в Windows 7.
Не смотря на обилие программных продуктов родительского контроля, не стоит надеятся, что с их помощью вы решите все проблемы. Как бы банально это не звучало, но единственный выход, дающий стопроцентную гарантию – это соответствующее воспитание. Ребенку надо показать Интернет, заинтересовать полезными, с вашей точки зрения, сайтами. Необходимо целенаправленно прививать информационную культуру – умение аналитически работать с информацией, знание основных законов движения информационных потоков и меры безопасности в активно развивающемся информационном обществе. Интернет может стать для вашего ребенка источником новых знаний и надежным помощником в поиске учебной информации или серьезной опасностью для психического, а порой и физического здоровья. Постарайтесь не отпускать вашего ребенка в свободное плавание в сети без вашего капитанского руководства, иначе очень скоро он начнет плавать и на уроках в общеобразовательной школе.

Пятницкая Н.Н.
к.п.н.
директор компьютерной школы “ИнфоСфера”

 


Большая перемена

СМИ о нас

Фотогалерея

Вопросы и ответы